Золотая свадьба золотых сердец

Всей своей большой и дружной семьей новогодние праздники встречали супруги Калютчики из Бездежа: накануне из Минска и Бреста к ним приехали их дети, внуки, близкие родственники, чтобы поздравить Анастасию Григорьевну и Петра Васильевича не только с новолетием, но и со знаменательной семейной датой – 50-летием совместной жизни. В этот день, 31 декабря, уважаемых ветеранов педагогического труда посетила также председатель Бездежского сельисполкома Инесса Алексеевна Колосей, которая поздравила их с «золотой свадьбой» и поблагодарила за добросовестный многолетний труд в воспитании подрастающего поколения. Свои теплые пожелания и подарки в дом юбиляров принесли и Дед Мороз и Снегурочкой, напоминая супругам о событиях полувековой давности, когда в последний день уходящего 1971 года они зарегистрировали свои отношения, получив соответствующее свидетельство Горбахского сельсовета.
А вот свадьбу молодые гуляли уже в январе 1972-го, так что и первый месяц нового года для их – юбилейный. Анастасия Григорьевна к тому времени окончила исторический факультет пединститута и уже работала в Бездежской школе, а за плечами у Петра Васильевича была учеба в сельхозтехникуме и армейская служба, где он, отличник боевой и политической подготовки, окончил офицерские курсы. В то время в школе как раз вакансия военрука освободилась, и на это место пригласили П.В.Калютчика. Так все и разрешилось с местожительством молодой семьи.
Со временем Петр Васильевич поступил и заочно окончил пединститут, вначале был военруком в школе, вел уроки физкультуры, а потом преподавал географию. Но все это будет позже… И, прежде чем обрести обустроенную и размеренную жизнь, нынешним юбилярам пришлось выдержать немало испытаний и преодолеть немало трудностей.
В 1973 году в молодой семье родилась старшая дочь Татьяна. Супруги в то время снимали квартиру в частном домике недалеко от школы. Продолжительных декретных отпусков по уходу за ребенком тогда не давали и детских яслей-сада в Бездеже еще не было: побыла мама пару месяцев с ребенком – и на работу. Иногда молодые учителя нанимали нянек, чтобы с младенцем посидели, но чаще самим приходилось крутиться. Просили завуча, чтобы не ставил их уроки вместе, а в разное время: один сидит с дочкой, другой отвел уроки, прибегает домой, а тот за перерыв старался успеть на свои занятия… А нагрузка на учителей тогда была очень большая: в школе насчитывалось 660 учеников, занимались в две смены, а в третью ходили те, кто был на вечернем обучении. Большинство классов располагались в обычных деревенских домиках с печным отоплением. Но в 1975 году в Бездеже начали строить новую школу, а в 1976-м ее ввели в строй, и у педагогов началась очень активная, насыщенная и интересная жизнь, вспоминают тот период профессионального становления мои собеседники.
Кабинеты, тир, строевая площадка, комната для хранения оружия – все это обустраивалось с ноля, рассказывает бывший школьный военрук П.В.Калютчик. И он, и Анастасия Григорьевна, в трудовой книжке которой осталась единственная запись – учитель истории Бездежской СШ – начали работать над сбором материала для школьных музеев: историко-краеведческого и охраны природы родного края. Кроме этого, Петр Васильевич окончил курсы инструкторов по туризму в Бресте, и эта квалификация позволяла ему совершать походы первой категории сложности. От турбазы, которая располагалась в Антополе, ему предложили вести кружок пешеходного туризма, и эта работа, как говорит ветеран педагогического труда, выполнялась с большим увлечением и пользой для детей.
— Мы с учениками обошли почти всю Брестчину и объехали значительную часть бывшего Советского Союза. Помнится, как совершали шестидневные походы по заданному пешеходному маршруту, отправляясь из Бездежа через Пески, Хованщину, Коростень, Нехачево, Ружаны к озеру Паперня, где проходил областной турслет. Ходили также по местам боевой славы в нашем и соседнем районах: из Бездежа на Мотоль-Ополь-Молодово -Достоево -Дружиловичи-Иваново-Осовцы-Гутово, и по кругу возвращались домой. Для меня как сопровождающего учителя это была большая ответственность: нужно было заранее написать письма и договориться, чтобы нам обеспечили ночевку, посещение музеев и других памятных мест. Но в таких походах дети не только закалялись физически, но и изучали историю родного края, записывали воспоминания ветеранов и старожилов. Запомнился и областной турслет в Антополе, в котором команда нашей школы заняла 3-е место и нас наградили поездкой в город-герой Севастополь. Мы с учениками по комсомольским путевкам, которыми нас отмечали за успехи в школьном туризме и спорте, побывали также в Костроме, Ярославле, Краснодаре, Новороссийске, ездили на Малую землю, — рассказывает П.В.Калютчик.
Во время таких коллективных путешествий с сельскими детьми не обходилось и без приключений. Помнится Петру Васильевичу, как они заехали в Москву и им с группой школьников надо было добраться с одного вокзала на другой. В метро все они – 30 учеников и двое сопровождающих учителей — впервые попали. А там — масса людей. Открылись двери, несколько учеников толпой внесло в вагон – и поезд умчался. А остальные остались на станции… Вот тогда, признается мой собеседник, пришлось сильно поволноваться. Но те, что уехали раньше, быстро сориентировались в ситуации и догадались выйти на следующей станции, где и ждали остальных… Так что в таких поездках у педагогов было немало обязательств, но прежние учителя не боялись брать на себя ответственность за то, чтобы дети видели и познавали мир дальше своего сельского околотка.
Из таких поездок, как вспоминает П.В.Калютчик, он привозил немало экспонатов и для школьного историко-краеведческого музея, которым заведовала его супруга.
— Мы с ним работали одной командой: и в школе, и дома, помогали и поддерживали друг друга, поэтому можно сказать, что жизнь прожили в семейном согласии,– добавляет Анастасия Григорьевна, которая впоследствии, уже находясь на заслуженном отдыхе, многие годы возглавляла первичную ветеранскую организацию сельсовета.
— А если все же возникали разногласия, то каким образом они преодолевались? –спрашиваю «золотых» юбиляров.
— Ну, в таких случаях Анастасия Григорьевна вспоминала эпизоды из истории, как решались конфликтные ситуации, а я основывался на жизненных примерах, и мы всегда находили золотую серединку с учетом наших обоюдных интересов, — весело отмечает Петр Васильевич.
Со временем им стало легче и в плане бытового устройства семьи. В 1979-году, когда у Калютчиков родилась вторая дочь – Людмила – они уже построили и жили в своем собственном доме, а в Бездеже, кроме новой школы, появился и детский ясли-сад, куда можно было определить ребенка и спокойно идти на работу. Девочки подрастали, обе окончили школу с золотой медалью, поочередно поступили в вузы: старшая, Татьяна Петровна, продолжила семейную династию, окончила пединститут и теперь работает в Брестском районном учебно-методическом кабинете. Людмила с отличием окончила Гомельский кооперативный институт и трудится в Минске. С любовью и гордостью мои собеседники рассказывают и о своих внуках. У Тани –двое детей: Даша после медуниверситета работает врачом-анестезиологом, а Ваня завершает учебу в технологическом университете и уже получил распределение на завод медпрепаратов. А сын младшей дочери, Владик, оканчивает гимназию и готовится к поступлению в вуз…
–Теперь уже хочется пожить для внуков, посмотреть, как у них все сложится, — подытоживают супруги-юбиляры Калютчики.
И в этом нет ничего удивительного, потому что вся жизнь ветеранов педагогического труда прошла в заботах о детях – своих дочерях и своих учениках. Это – их благородная миссия, их успешный жизненный и профессиональный путь, где осталось много добрых воспоминаний и достижений, которыми можно гордиться!
Галина ШАФРАН
Фото автора