Мужала молодость в боях

Все дальше в прошлое уходят события Великой Отечественной войны, все меньше и реже становится шеренга солдат Великой Победы, отстоявших мирную жизнь для будущих поколений, для продолжателей своего рода. В этом немногочисленном ветеранском строю держит оборону перед болезнями и возрастом инвалид минувшей войны Лев Иванович Янущик, проживающий в агрогородке Бездеж. Днями ему исполнилось 96 лет, а на фронт он уходил 18-летним мальчишкой. Как свидетельствуют записи в его военных документах, в начале октября 1944-го года новобранец принял присягу. И его молодость мужала в боях…
Солдат-новобранцев, в числе которых был и Лев Янущик, из Бреста колонной отправили на Варшаву. Шли пешком, передвигаясь в основном ночью, чтобы не попасть под бомбежку. Днем маскировались в каком-нибудь лесочке, отдыхали, а с наступлением темноты снова выдвигались в путь. Где-то вступали в перестрелки, но немцы отступали, и таким образом пехотинцы, ведя периодические бои, приближались к Одеру. Там бойцы получили задание – перейти реку и закрепиться на противоположном берегу…
Как вспоминают дети ветерана Л.И. Янущика, Николай и Анна, в прежние годы, когда был помоложе, отец рассказывал, как трудно было одолеть ту переправу. На вражеской стороне находился небольшой лес, где фашисты создали сильное боевое укрепление. И как только красноармейцы начинали передвигаться, по ним начинался такой обстрел со всех видов оружия, что голову невозможно было поднять. Но через какое-то время к операции подключились советские «Катюши» и другие виды орудий, которые прямой наводкой начали бить по вражеским укреплениям. И только после этого солдаты смогли выйти на подтаявший и разбитый снарядами лед Одера. И, прыгая по льдинам, бежали, чтобы быстрее оказаться на земле и занять свои позиции. Наш земляк тоже благополучно вышел на берег и начал вести огонь. А через какое-то время увидел, что из правой руки хлещет кровь…
– Боли после всей этой суматохи не чувствовал. Но когда посмотрел на окровавленную руку, то увидел, что выше запястья у меня – дырка, – говорит бывший фронтовик.
Это тяжелое ранение, как свидетельствуют документы, Лев Иванович получил 15 февраля 1945 года. И свое 19-летие, которое наступило на следующий день, рядовой Янущик встретил в медсанбате, где решалась его дальнейшая судьба.
На лечение парня отправили в госпиталь в Вологодскую область. Рана зажила, а пальцы на руке так и оставались сжатыми в кулак…
Некоторое время Лев Иванович служил в пожарной части, а в октябре 1946 года его демобилизовали, и он вернулся в свою родную деревню, в Бездеж. Женился, троих детей с супругой вырастили, внуков и правнуков дождались. И теперь, когда жены не стало, они не оставляют ветерана без внимания и заботы.
А все поздравления, которые Лев Иванович принимает в эти февральские дни, сводятся к самым важным в его возрасте пожеланиям: чтобы здоровье и фронтовая стойкость сопутствовали ветерану еще многие мирные годы!
Галина ШАФРАН
Фото автора