Лучшие в профессии: помощник врача-эпидемиолога райЦГиЭ Светлана Пунько

В минувшем году при подведении итогов районного соревнования среди тружеников и коллективов Дрогичинщины в числе профессионалов своего дела была отмечена помощник врача-эпидемиолога райЦГиЭ Светлана Пунько, портрет которой был занесен на районную Доску Почета. А недавно по случаю Дня медицинского работника Светлана Анатольевна награждена Почетной грамотой районного Совета депутатов.

То, что ее профессия будет связана с медициной, было предопределено с детства, – считает моя собеседница. Ее мама, Людмила Кузьминична Ворошилова, долго и тяжело болела, и в те далекие детско-юношеские годы Светлане казалось, что будь она врачом – обязательно бы смогла вылечить и поставить на ноги своего родного человека. Поэтому другие профессии для себя она даже не рассматривала – только медицина.

В школе Светлана училась хорошо и легко поступила в Брестское медучилище на специальность «лечебное дело», окончив его с красным дипломом. По распределению вернулась домой, в Дрогичин, и в 1992-м году девушка была направлена заведующей бывшим Бронновским ФАПом: ей предстояло подменить медработника на время декретного отпуска.

– Мне было 18 лет, и в этом возрасте, не имея опыта, нелегко было нести груз такой ответственности. Вместе со мной тогда работала Анна Ивановна Бышко, она на год старше. Участок был непростой: рядом находился трактороремонтный завод, ДСУ-32, и люди постоянно обращались с какими-то травмами. Но мы справлялись. Запомнился случай, когда на ФАП зашел мужчина с окровавленной головой. Я была одна и немного испугалась. Но пациент оказался с юмором и довольно весело рассказал свою историю о том, как он пришел по делам в контору ДРСУ-32, решил свои вопросы и собирался возвращаться домой. Идя к выходу, увидел, что к остановке приближается его автобус. И он, чтобы не опоздать, дверь открывал почему-то не руками, а головой. Это был уникальный случай в моей фельдшерской практике, как люди сами могут находить себе проблемы. Но пациент рассказывал об этом довольно весело. Я обработала ему рану и убедила ехать в больницу, чтобы его осмотрели врачи, – вспоминает свои первые шаги в профессии С.А. Пунько.

Потом Светлану Анатольевну перевели в Липникский ФАП, где она работала под началом опытной заведующей Елены Ивановны Кивель. И трудиться рядом с ней, как считает моя собеседница, стало большой удачей в плане приобретения профессионального опыта.

– Моей обязанностью были подворные обходы, оказание медпомощи на дому, патронаж новорожденных детишек, иммунизация населения. Это была лечебно-профилактическая работа, к которой я стремилась, и она мне нравилась, – признается Светлана Анатольевна.

Она рассказывает, что после училища подала документы в мединститут, но за первым разом не прошла по конкурсу и стала готовиться на следующий год. Но и здесь не сложилось: в то время, как нужно было сдавать экзамены, Светланиной маме делали сложную операцию. На следующий год такая же ситуация повторилась с дедушкой. А потом она вышла замуж и появились другие мечты и планы.

– Выходит, не судьба мне стать доктором. Значит, я должна была реализовать себя в чем-то другом, – с улыбкой заключает моя собеседница.

В Липникском ФАПе она также заменяла декретный отпуск, и после выхода основного работника Светлану перевели диетсестрой на молочную кухню в Дрогичин. Тогда здесь внедряли передовой по тем временам проект – запускали линию по выпуску молочного продукта с бифидумбактериями.

– Сегодня такие продукты можно приобрести в любом молочном отделе магазина. А тогда, в 1994-м году, к нам приехали врачи из научно-исследовательского института космонавтики. И обучали нас делать кефир с бифидумбактериями. Он выпускался в относительно небольшом количестве для потребностей пациентов больницы. С этой работы в конце 1995-года я ушла в декретный отпуск. А когда снова вышла на работу, то молочная кухня находилась на грани закрытия. Компоненты для продукции с бифидумбактерином закупались в России, но Советский Союз к тому времени разрушился, и все это, видно, стало дорого и невыгодно. Было понятно, что нужно искать работу, и мне уже хотелось найти постоянное место, – рассказывает С.А. Пунько.

И добавляет, что ее мама, Людмила Кузьминична, пока была жива, все время настаивала, чтобы дочь устроилась в санэпидстанцию, где она сама в свое время работала. И ей очень нравился этот коллектив. Но вместе с закрытием молочной кухни моя собеседница ушла во второй декретный отпуск, а потом – и в третий. Ее мамы не стало в 2002 году, а в 2004-м, когда младшему сыну Мише исполнилось два года, Светлана Анатольевна вышла на постоянное место помощника врача-эпидемиолога в райцентр гигиены и эпидемиологии. И в этой должности она работает по сегодняшний день.

В зоне ее повседневной ответственности находятся вопросы иммунопрофилактики взрослого и детского населения: доскональная отчетность, контроль за своевременностью прививок, условиями их проведения и т.д. Если оказывается, что прививка была сделана не вовремя, – выясняются причины, почему это произошло. Бывает и такое, что иногда люди отказываются вакцинироваться и не позволяют прививать детей: по религиозным причинам либо другим убеждениям. Порой доходит до анекдотичных случаев.

– Разговариваем с женщиной, которой положена плановая прививка, убеждаем ее в необходимости вакцинироваться, а она в ответ на полном серьезе утверждает, что абсолютно все болезни можно вылечить перекисью водорода – и кашель, и гастрит, и гепатит… Раньше вакцинация проходила без особых проблем, потому что люди доверяли медработникам. Сейчас слишком много разной информации о том, как лечиться, появляется в интернете, и она, к сожаленью, не всегда соответствует действительности. Поэтому работать стало сложнее, – рассуждает помощник врача-эпидемиолога РЦГиЭ.

В беседе со специалистом обсудили и актуальную ныне тему прививок от гриппа и коронавируса. Пандемия, как отмечает С.А. Пунько, значительно скорректировала ее привычный график работы.  Хотя и основные обязанности по иммунопрофилактике при этом никто не отменял…

А юношеское стремление к лечебной работе моя собеседница сполна реализует в своей большой семье. Эта привлекательная симпатичная женщина – мама четверых детей: старшему Павлу 26 лет, он живет в Дрогичине; дочь Екатерина после окончания педуниверситета обустраивается с мужем в Бресте, сын Михаил сейчас учится в Гродненском медуниверситете и осуществляет мамину мечту – получает профессию доктора, а младшая дочь Любовь – школьница.

Кроме этого, в свое время Светлана Анатольевна досмотрела бабушку, ветерана войны Марию Степановну Шамову, которая ушла из жизни в возрасте 96 лет. Да и ее свекор по жизни больше всего доверял одному медработнику – своей невестке. Что же касается занятий в свободное время, то раньше моя собеседница любила вязать и вышивать, переняв мастерство рукоделия от бабушки. Сейчас же, как говорит женщина, из прежний увлечений осталось только чтение: придя с работы и управившись с домашними делами, она с удовольствием обращается к книге «Жизнь и житие святителя Луки Войно-Ясенецкого».

И желания у нее самые простые и жизненно важные. И как у опытного специалиста эпидемиологической службы, и как у заботливой мамы многодетной мамы: чтобы быстрее и безболезненнее прошла пандемия. И чтобы у детей все складывалось благополучно.

Галина ШАФРАН