Главное в семейной жизни – не получать, а отдавать

 

О том, как мудрость бабушки, доброе наставление и занятия в школе православных родителей и детей при Сретенском храме в Дрогичине помогают в устроении семейной жизни, сегодня, в день православной семьи, рассказывает прихожанка церкви, многодетная мама Елена Григорьевна Шамич.

Моя собеседница, библиотекарь и член профсоюзной организации центральной библиотеки г.Дрогичина, признается, что о своей православной вере она может говорить бесконечно много и от души, потому что все это связано с воспоминаниями о ее любимой бабушке, Елене Федоровне Джига, которой уже нет среди живых. Но ее мудрые наставления стали самым бесценным наследием, которые помогали преодолевать жизненные трудности и нестроения.

— Помню все, что связано с бабушкой, потому что для меня это — самые добрые и яркие воспоминания моего детства. Вместе с ней я впервые, еще в дошкольном возрасте, вошла в Ляховичский храм, в котором тогда служил отец Геннадий Ворон, и бабушка очень ненавязчиво и терпеливо помогала мне воцерковляться. Бабушкин дом был довольно далеко от церкви – на хуторе Зимник в Заречке. И, чтобы попасть в храм, надо было преодолеть Днепровско-Бугский канал, перейдя через мост. Тогда, в детстве, он мне казался какой-то массивной горой, на которую очень страшно было подниматься. И каждый раз, когда мы подходили к мосту, я начинала капризничать.  А бабушка уверенно отвечала на нашем местном говоре: «Пырыхрыстыся, дытыно, и иды дальшэ, нычого ны бийся». И удивительно – после этих бабушкиных наставлений страх как рукой снимало: я спокойно проходила мост и шла дальше, — рассказывает Елена Шамич, уточняя, что по воскресным и праздничным дням в церковь они отправлялись всем большим семейством.

— Я у бабушки была старшей внучкой, поэтому она меня за собой водила. А с мамой оставались младшие дети, поэтому ей сложнее было посещать все богослужения. Но по воскресеньям в храм старались идти всей семьей. И все остальные дела: поездки на рынок, покупки, хозяйство – улаживали после службы в церкви. А сейчас, когда все мы выросли, моя мама, Ольга Петровна Кучма, стала постоянной прихожанкой. Любим мы и паломничать: побываешь в намоленном месте – и душа окрыляется Божьей благодатью, — продолжает Е.Г.Шамич, постепенно подходя в нашей беседе к истории своей семьи.

— В августе 1999-го года, на мое 17-летие, бабушка подарила мне икону Божьей матери, которая вскоре стала венчальной. Эта икона осталась как добрая память о нашем родном человеке, и очень почитается в нашей семье, — говорит Елена Григорьевна.

Впрочем, сразу после окончания школы замуж Лена не планировала и не собиралась. Она хотела стать учителем, но на бюджетное обучение не поступила, и решила хорошо подготовиться и поступать на следующий год. А чтобы не терять времени, подала документы в Столинское училище, где можно было получить профессию швеи.

Туда же сразу после службы в армии поступил учиться и ее будущий супруг, Андрей Петрович Шамич, который родился и вырос в многодетной семье в деревне Ольманы Столинского района – он осваивал специальность строителя.

— И познакомились мы с ним в начале ноябре 1999 года на… цветочной клумбе возле училища. Я в тот день дежурила и должна была убрать с осеннего палисадника пожелтевшую растительность. Поскольку я выросла в деревне, прополка была для меня привычным делом. Работаю, и вдруг слышу, как проходящий мимо парень говорит: «Девушка, я хочу вам помочь». И вот как остановился он тогда, так до сих пор и помогает, — с улыбкой отмечает моя собеседница.

А дальше их отношения развивались очень стремительно: в ноябре Елена с Андреем познакомились, а в мае 2000 года сыграли свадьбу. Причем ничего, кроме взаимных чувств, их к созданию семьи не торопило. Более того: чтобы расписаться, молодым пришлось преодолеть немало формальностей.

–Мне ведь еще не было 18 лет, и моих родителей вызывали в сельсовет, где они писали разрешение, что не против моего замужества, — весело вспоминает Елена Григорьевна.

Ее любимая бабушка, благословляя внучку на венчание, наставляла, что это – не просто красивый обряд, и если они с супругом испили из общей чаши, то теперь их судьба неразрывно связана в единое целое, и что Бог соединил, то человек разъединять не должен, и отныне чашу своей жизни, все свои радости и горести,  они должны делить на двоих.

Андрей оказался надежным спутником. «Муж взял меня в юном возрасте, и впоследствии приложил немало усилий, чтобы я продолжила образование. И, как мог, помогал мне учиться. Вначале, уже имея на руках сына Владислава, я поступила и заочно окончила Могилевский библиотечный техникум. А потом получила и высшее образование в институте культуры: к тому времени у нас родилась еще и дочь Злата, и на сессии мы ездили все вместе: с мужем и ребеночком в коляске. Андрей не только по предназначению, но и по сути стал моей опорой и главой нашей семьи», — с гордостью отзывается о супруге Елена.

Хотя, как уточняет женщина, они тоже прошли и через преодоление гордыни, и через другие испытания.

— В юности казалось, что муж должен исполнять все мои желания и прихоти, потому что этим проверяется его любовь ко мне. Когда по этой причине у нас возникали разногласия и я жаловалась бабушке, она всегда меня учила, что главное в семейной жизни – не получать, а отдавать, тогда и вознаграждение за терпение будет. И все сбывалось так, как она говорила, — отмечает женщина.

Елена Григорьевна вспоминает и такой важный момент: если она с детства посещала храм и рано пришла к воцерковлению, то супруг хоть и вырос в многодетной православной семье, но в храме бывал редко. И в свое время по этой причине у молодых тоже возникали разногласия.

— По воскресеньям я с малолетства привыкла идти в церковь и очень тосковала, если по какой-то причине пропускала богослужения. Андрей тоже верил и поддерживал мое желание посещать богослужения, но сам находил причины остаться дома. Успокаивал меня с Владиком: «Вы идите, а я вам кушать в это время приготовлю». Я первое время очень злилась по этой причине: ведь у нас семья, мы обвенчаны, а в церковь я иду, как сирота, без второй своей половинки. И сын всегда спрашивал, почему мы в церковь идем сами, а папа остается дома… Когда же я рассказывала бабушке, что Андрей не хочет идти со мной на богослужения, она говорила: «А ты не сердись и не заставляй силой. Моли Боженьку, проси вразумления, и все устроится». И правда: через некоторое время и муж с нами в церковь пошел. А сейчас уже он всех нас подвигает к соблюдению церковного правила. Из дома теперь никто из детей не выходит без родительского благословения. Нашей средней дочери Злате 11 лет, младшей Нике – шесть, сыну Владиславу – уже 21лет и буквально сегодня, в день православной семьи, он получил диплом об окончании Полесского университета. Но, отправляясь по своим делам, дети ждут, чтобы их перекрестили на дорогу. В нашей семье это стало привычной нормой, — говорит Е.Г.Шамич.

По словам моей собеседницы, они с мужем, Андреем Петровичем, были в числе первых слушателей школы православных родителей и детей, которая в свое время была открыта при Сретенском храме, и занятия в которой тоже помогали правильно выстраивать отношения и решать спорные вопросы устроения христианской семьи.

— У родителей была своя программа занятий, которые по благословению настоятеля вели сестры Галина Михайловна Абрамчук и Лариса Степановна Керезь, а с детьми в это время занималась Людмила Васильевна Шевчук и другие сестры. Во время таких встреч мы имели возможность познакомиться с другими православными семьями, обменяться каким-то опытом воспитания детей, обсудить важные для нас вопросы и просто пообщаться в православной среде, что помогало укрепляться в вере. А лучший пример для подражания детей — их родители и другие близкие люди, — делится мнением Елена Григорьевна.

Елена Григорьевна и Андрей Петрович стараются соблюдать и православные традиции, которые были в их семьях.

— В рождественский сочельник мы готовим 12 постных блюд и ставим их на стол, подкладывая под скатерть сено. Это символизирует ясли, в которые Богородица положила Новорожденного Богомладенца Христа, а также напоминает о бедности Вифлеемской пещеры. А на Троицу супруг с детьми нарвали листьев аира, или, как у нас в деревне называют, «лэпэхы», а также наломали веточек дуба и березы, и украсили зеленью дом. Так делали наши православные предки, и мы продолжаем эту традицию. Я довольна, что у меня была эта наука, и что я могу передать ее детям, — подытоживает разговор многодетная мама Елена Григорьевна Шамич.

Галина ВИКТОРОВИЧ

Фото из семейного архива семьи Шамич