Увольнительный декрет

Обвинить в хищении, незаконно поставить ночные смены, а после и вовсе уволить – на такие меры пошел наниматель одного из предприятий Жлобинского района, чтобы избавиться от неугодной работницы. Женщина стала таковой, когда… забеременела.

Неспокойная беременность

В августе 2022 года на «горячую линию» Гомельского областного объединения профсоюзов позвонила 27-летняя повар Елизавета Павленко (имя и фамилия изменены по этическим причинам. – Прим. авт.). Девушка жаловалась, что стала жертвой манипуляций и ложных обвинений директора.

– Первое время трудилась в одной из агроусадеб по договору подряда, а уже прошлой весной со мной заключили контракт на максимальный срок – 5 лет. В апреле забеременела. Новость была радостной, ведь мы с супругом давно мечтали о ребенке. Стала на медицинский учет, принесла соответствующую справку в бухгалтерию, – рассказала Елизавета Павленко.

Беременность протекала неспокойно – приходилось часто посещать врачей, уходить на больничный и даже ложиться в стационар. Именно тогда, по словам Павленко, на работе начались проблемы. Сначала наниматель отказался отпустить сотрудницу в трудовой отпуск, затем поставил ночные смены, а потом и вовсе уволил за прогулы.

– 3 августа я вышла на смену. Директор собрал весь коллектив на планерку, однако вместо обсуждения плана работы начал обвинять меня при коллегах в хищении, которого я не совершала. После такого я почувствовала себя неважно и, сообщив об этом администратору, поехала в поликлинику, – привела подробности Елизавета. – 4 августа я снова была на приеме у врача, после чего меня положили в больницу с угрозой преждевременных родов. На следующий день выяснилось, что я должна была выходить в ночную смену с 8 часов вечера до 8 утра, при этом наниматель знал, что я беременна и ставить мне такой график нельзя.

19 августа повар по приглашению руководителя пришла в отдел кадров, чтобы написать заявление на предоставление трудового отпуска перед отпуском по беременности и родам. Однако, сделав это, получила от директора устный отказ. Кроме того, он требовал, чтобы сотрудница уволилась по собственному желанию. После неприятного разговора Елизавете вновь стало плохо.

От профсоюза до суда

Павленко срочно госпитализировали. В этот же вечер ей позвонили из организации и сообщили, что она уволена за прогулы 3, 4 и 19 августа.

Отчаявшаяся Елизавета не сомневалась, что с ней поступили незаконно, и решила доказать свою правоту. На просьбу о помощи откликнулась главный правовой инспектор труда Гомельского областного объединения профсоюзов Татьяна Сташук.

– Чтобы досконально разобраться в ситуации, мы провели мониторинг соблюдения трудового законодательства в организации, уволившей беременную женщину, – отметила юрист.
В ходе рейда обнаружилось с десяток нарушений: не были разработаны графики работ (сменности), наниматель не ознакомил женщину с приказом об увольнении и даже не соизволил объяснить причину такого решения. Помимо вышеперечисленного, работнице не отдали трудовую книжку, а дата увольнения 19 августа приходилась на день, когда Елизавете открыли больничный.

– Мы выдали нанимателю рекомендации по устранению нарушений и настаивали на восстановлении уволенной работницы, чтобы она спокойно пошла в положенный отпуск по уходу за ребенком, – рассказала профсоюзный юрист. – Руководитель часть из них выполнил, однако решение об увольнении не изменил.

В итоге дело дошло до суда.

Восстановить и компенсировать

В заявлении Елизавета Павленко указала, что считает свое увольнение незаконным, так как прогулов не совершала. Просила восстановить ее на прежнее место работы по профессии повар 4-го разряда, взыскать с нанимателя средний заработок за время вынужденных прогулов 3, 4 и 19 августа, а также компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.

Представитель ответчика требования не признал. Он настаивал: прогулы были, порядок увольнения нанимателем соблюден. К слову, факт хищения, который ранее директор приписал сотруднице, так и не подтвердился. Поэтому неудивительно, что, досконально разобравшись в ситуации, суд удовлетворил исковые требования Елизаветы.

– Женщину восстановили на работе, выплатили зарплату за время вынужденного прогула в размере 476 рублей и компенсацию морального вреда в размере 200 рублей. Кроме того, наниматель оплатил уволенной отпуск по беременности и родам, хотя изначально делать это отказывался, – подчеркивает Татьяна Сташук.

Остается добавить, что Елизавета уже родила девочку. Рабочие переживания остались в прошлом – во многом из-за твердой позиции профсоюзов, за что она выражает свою благодарность.

Светлана ВАЩЕНКО
Фото из открытых интернет-источников