11 апреля – Международный день освобождения узников фашистских концлагерей

Местом человеческой боли и страданий на белорусской земле стал концентрационный лагерь Озаричи, который был создан немецко-фашистскими оккупантами на территории нынешнего Калинковичского района Гомельской области в начале марта 1944-го года. Туда, в огражденную болотистую местность, каратели согнали и свезли свыше 50 тыс. мирных жителей, среди которых был 10-летний Володя Башак с матерью и младшим братом.

После войны Владимир Дмитриевич окончил индустриально-педагогический техникум и был направлен работать в Дрогичинское ПТУ. Здесь он женился, вырастил детей, дождался внуков, но всю жизнь его сопровождала память о пережитых страданиях.

Он родился в 1934 году, и до войны с матерью и младшим братом жил в деревне Авангард Калинковичского района. Отца в семье не было: он погиб еще во время финской войны.

Как рассказывал в свое время Владимир Дмитриевич, многие из его односельчан были связаны с партизанами, помогали им. Карательная облава началась в начале марта 1944 года. Фашисты выгоняли людей на улицы, а дома жгли. Потом всех построили и собирались куда-то везти. Детей грузили в машины, но он с братом заупрямились и остались с мамой. А та машина, что была заполнена многими их ровесниками, отъехав совсем немного, взорвалась на мине…

Они же дошли до лагеря Озаричи, до которого от деревни было около 20 километров. Их затолкали за колючую проволоку. Было очень холодно, но, если кто-нибудь хотел разжечь огонь, чтобы согреться, гитлеровцы, что находились на пулеметных вышках, открывали огонь на поражение.

Вначале дети ели те небольшие припасы, что мама успела прихватить из дому. Потом еда окончилась, и они питались лишь тем, что пили болотную воду, которая была у них под ногами.

— Кругом лежало очень много умерших, но их не боялись. Наоборот, ночью мы прятались за этими телами – так было теплее, они хоть немного заслоняли нас от ветра и мороза… Вскоре я начал терять силы. Мне перестала сниться еда, исчезло чувство голода и начало казаться, что все мы – уже на том свете, – рассказывал малолетний узник концентрационного лагеря Озаричи Владимир Башак.

Освобождение наступило в ночь с 18 на 19 марта 1944 года. Когда в лагерь пришли наши солдаты, идти самостоятельно мальчишка уже не мог. Владимир Дмитриевич вспоминал, что оттуда его на плечах выносил боец в гимнастерке. И, как считал всю жизнь мужчина, это было как бы второе его рождение.