Ничто не забыто: трагедия деревни Сварынь

 

Память погибших жителей соседних деревень Сварынь и Горавица почтили сегодня участники автопробега, в котором приняли участие представители общественных организаций, политических партий, профсоюзов, военкомата, депутатского корпуса района. Эти населенные пункты разделили трагическую судьбу Хатыни и ее жителей.

По воспоминаниям 80-летней Веры Кондратьевны Кинчак, перед войной у ее родителей — Евдокии Климентьевны и Кондратия Прокофьевича — было восемь детей: Иван, Андрей, Анна, Евдокия, Данила, Василина, Мария и Вера. Война уменьшила семью почти наполовину: Андрей не вернулся с фронта, а 17-летнюю Анну и 15-летнюю Евдокию немцы расстреляли во время облавы в сварынском лесу, где девушки с родными пряталась от оккупантов. Их родители с младшими сестрами и братом, израненные, измученные скитаниями, после освобождения вернулись к родным пепелищам.

— А сколько уже наша мама пережила и перетерпела – и злому врагу не пожелаешь. Кроме своих детей – Анны, Евдокии и Андрея, у нее расстреляли сестру и брата с четырьмя племянниками. Сестру убили в лесу, а ее брат, наш дядька, Василий Климентьевич Кинчак, жил на хуторе возле Залесья. И когда начались облавы и расстрелы, он с семьей тоже решил уйти в сварынские леса, чтобы быть вместе с родственниками. Его жена с ребенком вперед пошла, а дядька с нагруженной телегой, где была постель и продукты, и остальными детишками -–двумя девочками и двумя мальчиками – выехали следом. Их поймали на Горавице, убили и, как потом рассказывали, побросали в колодец. Там теперь памятник стоит, — рассказывала Вера Кондратьевна.

Всего в деревне Сварынь было расстреляно более ста ее мирных жителей. Сварынь, как и множество других населенных пунктов Беларуси, отмечена на «кладбище сожженных деревень» в мемориальном комплексе «Хатынь».