Профессиональный праздник тружеников Антопольской ВПФ

Коллектив старейшего из предприятий района – Антопольской ватно-прядильной фабрики — отмечает День работников легкой промышленности.

История предприятия берет начало в далеком 1944-м году, когда в поселке был открыт райпромкомбинат, который постепенно расширял производство и впоследствии был преобразован в ватно-прядильную фабрику. Еще слышны были отголоски войны, еще приходили с фронта «похоронки» и оплакивали погибших, но на освобожденной земле Антопольщины уже налаживалась мирная жизнь. В конторе ВПФ сохранился уникальный документ,  – книга приказов по Антопольскому райпромкомбинату, где приказ № 1 от 28 августа 1944 года обязывает принять на работу следующих лиц: Гродзского Станислава на должность главного бухгалтера – со дня 27 июля 1944 года, Санковскую Станиславу, бухгалтера — с 24 июля, Цишевскую Станиславу, кассира — с 24 июля, Яценко Анну, уборщицу — с 26 июня, Левонюка Николая,  контролера мельницы — с 1 августа, Млынчика Давида, технорука — с 1 августа 1944 года и т.д. Этот документ, который мог бы стать ценным экспонатом любого музея, подтверждает, что уже через неделю после освобождения Антополя от немецко-фашистской оккупации здесь начало создаваться местное производство, нацеленное на то, чтобы задействовать рабочие руки и обеспечить первоочередные потребности населения.

Как свидетельствуют сохранившиеся документы, изначально в состав Антопольского райпромкомбината входили кирпичные заводы в д. Свекличи и д.Городец, столярные и швейные мастерские, мельницы, кузни, электростанция. В 1948 году  на базе нынешней ВПФ открылся литейный цех по производству кухонной посуды (чугунков). В 1957 году из г. Ленинграда сюда было перевезено и установлено оборудование по выпуску веревки и шпагата, а в 1959 году здесь было освоено еще и производство ваты.

С сентября 1959 года райпромкомбинат был присоединен к Дрогичинскому райпищепромкомбинату, а с 1 января 1962 года он снова был выделен в отдельное производство.  В его состав вошли артели «Стандарт» упраздненной промысловой кооперации района, швейные мастерские, парикмахерские, заготпункты, гортоп и, конечно же, цеха по выпуску веревки и ваты.

В 1973 году было завершено строительство здания основного производственного корпуса площадью 6 236 квадратных метров, в котором было размещено производство веревки и ваты, а также нынешнего административного здания и котельной. В 1975 году кирпичный завод был выделен из состава Антопольского райпромкомбината. А с 1979 года предприятие стало именоваться Антопольской ватно-веревочной фабрикой, где были установлены две линии по производству полушерстяной пряжи для ручного вязания и предприятий художественных изделий. Свидетелем и участником преобразований, происходивших на предприятии в 70-ы годы, стала и тогдашний молодой специалист, мастер смены Галина Короткевич, которая приехала в Антополь по распределению. В то время, в 1972-м году, когда девушка впервые пришла на ватно-прядильную фабрику, она и предположить не могла, что это скромное поселковое предприятие определит ее дальнейшую судьбу, и она задержится здесь, в поселке, на всю оставшуюся жизнь.

А родилась и выросла Галина в Украине, в Ровенской области. После окончания 8 классов сельской школы поступила в Ровенский текстильный техникум, училась хорошо, была старостой группы, а практику проходила в этом же городе, где в то время было построена современная фабрика нетканых материалов.

— Тогда, во времена СССР, после окончания  техникума у нас было всесоюзное распределение. Можно было остаться и на Ровенской фабрике, но даже при наличии диплома туда первоначально принимали лишь рядовыми рабочими. «Лучше быть большим человеком на маленькой фабрике, чем маленьким – на большой, а вернуться сюда, чтобы подносить катушки с нитками, ты всегда успеешь», — сказала мне как-то заместитель директора нашего техникума, и эти слова для меня прозвучали как мудрое напутствие и наставление. Возможно, поэтому при распределении я выбрала фабрику в Беларуси, где предлагали работу по специальности. Немаловажным фактором было и то, что Антополь находился относительно недалеко от Украины, — вспоминала то далекое время моя собеседница.

— К месту будущей работы приехала вместе с мамой. Было это в августе 1972-го года. Пришли мы посмотреть фабрику, а тут вместо предприятия, которое я неоднократно представляла в своем воображении – несколько сооружений наподобие старых сарайчиков. Я как увидела эту картину – сразу в слезы: так не хотелось здесь оставаться. Пробовали взять открепление, но мне сказали: «Коль в тебе здесь нуждаются, значит, надо отработать», — рассказывала ветеран здешнего производства Г.П.Короткевич.

— Тогда, в 1972-м году, здесь производили веревку и вату. Фабрика работала круглосуточно.  Идешь в ночную смену, а на танцплощадке музыка играет… Однако на фабрике молодежи было немного. Помню, что уже при мне здесь комсомольская организация была создана, в которой, кроме меня, был также Сергей Хведонцевич и еще один человек. Но в том же году, когда я пришла на работу, у нас начали строить новый фабричный корпус и контору, и мы с нетерпением бегали, смотрели, радовались, как на наших глазах поднимается современное здание, которое открывало новые перспективы…

Я же мечтала быстрее отрабовать распределение, поступить в институт и уехать к себе домой. Но тут в моей жизни случилась большая любовь. У нас на заводе работал видный парень, который стал оказывать мне знаки внимания. А через несколько месяцев он предложил мне выйти за него замуж. А я и не отказалась… Так вот и осталась в Антополе. На фабрике и после пенсии еще несколько лет работала. Все трудности вместе с коллективом пережила…Ведь для того чтобы сохранить предприятие и коллектив, производство периодически приходилось полностью перепрофилировать, кардинальным образом меняя ассортимент выпускаемой продукции, — продолжила свое автобиографическое повествование Г.П.Короткевич.

Галина Павловна поэтапно перечислила основные вехи в развитии Антопольской ватно-прядильной фабрики, которые происходили на ее глазах. В 70-е годы прошлого века,  когда она только устроилась на работу, здесь выпускали веревку и вату. Но эта продукция становилась все менее востребованной, и в 1983 году оборудование веревочного цеха было демонтировано и заменено на прядильное. С этого времени на фабрике, кроме ваты и ватина,  начали выпускать полушерстяную пряжу, основным сырьем для которой были отходы производства Пинского камвольного комбината и  Новополоцкого завода «Полимир».

Перестраиваться всегда трудно, особенно людям, которые продолжительное время работали на одном и том же участке и оборудовании. И вначале казалось, что все это нереально освоить! Особенно сложно было прядильщицам,  которым нужно было научиться следить за исправной работой станка, на котором – 114 веретен. И если нить на одном из них обрывалась, прядильщица ловким и быстрым движением рук должна была устранить неисправность, чтобы избежать брака в работе. Люди годами нарабатывали мастерство на этом непростом участке, но по мере развития передовых технологий  эта продукция также стала неконкурентоспособной. Было понятно, что если не расширять производственный ассортимент и не разрабатывать новые виды продукции, которые будут  востребованы на современном рынке – фабрика закроется. Но люди держались за работу и по мере необходимости осваивали и по нынешний день продолжают осваивать новые специальности и направления работы, поскольку ВПФ была и остается градообразующим предприятием Антополя, где десятилетиями трудятся целые семейные династии.

Галина ШАФРАН