Учитель-методист Татьяна Соловейко – о педагогике сотрудничества

В эти дни поздравления от коллег, учеников и профсоюзных активистов учреждений образования принимает учитель гимназии г.Дрогичина Татьяна Соловейко, которая успешно сдала экзамен на присвоение квалификационной категории «учитель-методист», показав один из лучших результатов в республике. И это – вполне достойная и заслуженная оценка многолетней работы талантливого педагога-профессионала, умеющего слушать и слышать учеников, поощрять их самостоятельность, инициативу и проявление творческого потенциала.

Но есть у нее, преподавателя истории, и немало других положительных качеств, которые проявляются в процессе организации и проведения уроков и сказываются на уровне подготовки школьников: это удивительная работоспособность, постоянное стремление к самообразованию и самосовершенствованию, желание делиться своими наработками с коллегами и передавать свои глубокие знания ученикам. И самая беспристрастная оценка ее работы – в искренней и незримой благодарности родителей, которым она помогает сэкономить деньги на репетиторах, полноценным образом готовя школьников к успешной сдаче выпускных экзаменов и централизованному тестированию. Для этого, как считает Татьяна Евгеньевна, вполне достаточно ее уроков и факультативных занятий. И, конечно же, желания и усердия ученика работать на усвоение систематизированных знаний. Об этом говорят многие бывшие выпускники Татьяны Евгеньевны, в числе которых – молодые журналисты редакции Дрогичинской районной газеты: в свое время экзамены по истории они сдавали исключительно на 10. Подтверждали школьные знания и на ЦТ, где набирали по этому предмету порядка 80 и больше баллов, совсем не прибегая к услугам репетиторов. Кроме того, ученики Татьяны Соловейко год от года становятся победителями и призерами в научно-исследовательских конференциях и предметных олимпиадах.

Несомненно, что научить других можно лишь тому, что хорошо знаешь и любишь сам. А поскольку Татьяна Евгеньевна увлечена историей и постоянно углубляет свои знания, то ей удается не просто заинтересовать детей, но и обеспечить высокий уровень их подготовки по этому профилю. Теперь для этого у педагога Соловейко имеется необходимый профессиональный опыт, преподавательское мастерство и огромное количество накопленного материала, который постоянно обновляется. Но за всем этим – повседневный труд, который не ограничивается проведенными уроками и факультативами, а нередко занимает свободные вечера и выходные дни.

Впрочем, такая особенность работы учителя ей была знакома с детства, и потому впоследствии это не стало для нее внезапным открытием и разочарованием. Татьянина мама, Раиса Сергеевна, заслуженный учитель республики, многие годы преподавала русский язык и литературу, а впоследствии свою специальность филолога совмещала с должностью директора СШ №2 г.Дрогичина, а затем – гимназии, откуда и ушла на заслуженный отдых.

— Возвращаясь во времена своего школьного детства и юности, могу сказать: я видела, что мама очень любила свою работу, хотя, конечно же, замечала и трудности профессии, когда она вечерами сидела над проверкой ученических тетрадей. Может, поэтому, поступая в БГУ, я выбрала историю, а не филологию. Правда, убеждение, что это действительно моя профессия, появилось на старших курсах, когда началась педагогическая практика, которую проходила в одной из минских школ. Она прошла на удивление легко и интересно. Возможно, здесь действительно помогло то, что о профессии учителя я знала не понаслышке и на том этапе просто вела уроки так, как это делали мои любимые наставники, – вспоминает свои студенческие годы педагог Соловейко.

По словам Татьяны Евгеньевны, ее увлечение историей в определенной мере связано с уроками бывшего преподавателя гимназии Татьяны Николаевны Колтунчик.

— Она не только вела у нас этот предмет, но и была нашим классным руководителем. Татьяна Николаевна организовала исторический кружок, в котором мы не просто получали дополнительные знания, а много путешествовали по памятным местам, изучали достопримечательности, и это во многом сформировало мой профессиональный выбор, –уточняет моя собеседница.

В 2003-м году, после окончания истфака БГУ, молодой педагог вернулась в гимназию, которая помнила ее ученицей, и нужно было, как шутит сегодня Татьяна Евгеньевна, «держать марку, чтобы не подвести своих наставников».

Каждый год, как говорит педагог Соловейко, объем накопленной ею полезной информации по истории актуализируется и увеличивается. Значительную часть наработок преподаватель хранит на электронных носителях, в кабинете истории оборудован огромный шкаф, уставленный увесистыми папками с наработанным материалом. И все это – систематизированный результат многолетней работы учителя, классифицированные знания, которые она старается донести своим ученикам.

— При подготовке к централизованному тестированию или олимпиаде в первую очередь важна система. Ведь существует море учебных пособий, энциклопедий, тематической научной литературы, и из этого обилия материала нужно выбрать то, что важно и нужно в ответе на тот или иной вопрос. Поэтому подготовка детей к ЦТ или олимпиадам — это, прежде всего, колоссальный, хотя и совершенно невидимый, труд педагога — в нерабочее время, когда сидишь по вечерам, листаешь уйму литературы, выбираешь нужное, группируешь этот материал по разделам и темам, приводишь его в понятную и доступную форму, чтобы ученикам легче, проще и интереснее было его усваивать, — поясняет Татьяна Евгеньевна.

В последнее время профессиональные навыки и наработки преподавателя истории Татьяны Соловейко востребованы не только в родной гимназии, но и на уровне республики. Татьяна Евгеньевна — эксперт учебных пособий, лектор Академии последипломного образования учителей. Некоторое время назад она участвовала в разработке тематических уроков-модулей для Министерства образования по всемирной истории. По словам педагога, каждый из этих модулей состоит из видеоролика с объяснением материала по заданной теме, тестового задания в определенной программе и других материалов.  Все модули, созданные преподавателем из гимназии г.Дрогичина, успешно прошли республиканскую экспертизу. Они доступны для использования, и, если ученик по какой-то причине пропустил занятия или не усвоил тему, он может выходить на этот ресурс и возобновить или расширить свои знания, что особенно важно при дистанционной подготовке к ЦТ или олимпиадам.

Но в первую очередь Татьяна Евгеньевна старается передавать детям свои знания по привычной и классической схеме– во время прямого общения с учениками. Кроме уроков, учитель истории предлагает гимназистам и дополнительные занятия. Приходят многие, но в конечном итоге на факультативе остаются самые увлеченные, отмечает преподаватель.

Что же касается самой Татьяны Евгеньевны, то, несмотря на обширные и глубокие знания всех исторических эпох, она по-прежнему увлекается изучением культуры разных стран и народов в различные периоды их существования. Это, можно считать, одно из ее любимых хобби. Есть и еще одно увлечение – это путешествия.

— Я никогда не отказывалась ни от экскурсий, ни от посещения достопримечательностей Беларуси, хотя, конечно же, мне интересно посмотреть и другие страны, особенно когда ты знаешь историю их развития и особенности культуры.  И во время путешествия ты видишь своими глазами те вещи, которые восхищают в учебниках, – отмечает Татьяна Соловейко.

Галина ШАФРАН