«Я из расстрелянной деревни…»

На исходе лета, 23 августа, пожилые жители деревни Всходы и их потомки, где бы они не находились, стремятся посетить родные места, чтобы почтить память своих безвинно казненных фашистами родственников и односельчан. Боль этой трагедии через всю свою жизнь пронес ветеран войны Михаил Данилович Мулярчик, который не очень давно ушел из жизни. Но остались его воспоминания о том страшном дне, о котором он всегда рассказывал со слезами на глазах.

«Родился и рос я на хуторе деревни Всходы, жил вместе с отцом, матерью, братом Костей и сестрой Марией. В окрестности были и другие хутора, где в начале войны находили приют первые партизаны. Об этом узнали каратели и учинили расправу над семьей одного из местных жителей. В отместку за это партизаны устроили засаду и расстреляли несколько полицейских. И вот 23 августа 1942 года в деревне появились эсэсовцы и их прислужники и начали собирать сельчан на общее собрание. Отец мне и говорит: «Ты парень рослый, крепкий, иди в лес и пересиди это время, а то еще в Германию заберут». Я и послушался. А родители с Костей и Марийкой пошли на сход,– рассказывал Михаил Данилович.

— Сколько сидел в лесу — не помню. Захотелось покушать. Вышел к дому. Вижу, наша лошадь пасется, и кругом  – тишина.   Я направился к дому, а навстречу – полицай и немец. Полицай поднял винтовку и хотел выстрелить, а немец того полицая – по морде. Он и опустил оружие. А я тем временем – обратно в кусты, и кинулся бежать, что было силы. Забрел в болото, спрятался в зарослях лозняка. Потом, когда страх и тревога немного улеглись, вышел из укрытия, пошел бродить по лесу. Встретил знакомого парня, который тоже прятался. Решили посмотреть, что делается в окрестности. Он залез на дерево и говорит: «Твой дом горит. Догорает уже…». Но мне тогда лишь подумалось: «Хорошо, что все ушли, и в хате никого не осталось…»

И мы пошли кружить по лесу дальше. Оказались в стороне деревни Алексеевичи. Зашли к отцовой сестре, которая дала нам хлеба и сала. Мы перекусили и стали возвращаться домой, во Всходы. Не дойдя до деревни, услышали отчаянный плач и крики женщины. Она бежала по дороге навстречу нам и в ужасе причитала: «Ох, Боженька, это же столько людей убили, и в яму закопали…»

А я все понять не могу, что и к чему.  А она ко мне: «И твоих всех расстреляли…» А я никак поверить не могу… И слез нету. Как будто во мне все окаменело.

Подошел к могиле, потрогал  песок. И мне еще долго казалось, что там, в земле, кто-то шевелился…».

Слезы найдутся потом, когда пройдет состояния оцепенения, и он поймет и почувствует, что у него не осталось ни дома, ни семьи. И эту потерю Михаил Данилович будет оплакивать всю оставшуюся жизнь.

Несколько дней после трагедии осиротевший мальчишка скитался по чужим стогам и сараям. А потом в деревню пришли партизаны, которые предложили Мише идти с ними в лес. Так 16-летний парень оказался в партизанском отряде им. Буденного. Вначале помогал в хозяйственных делах, потом освоил и боевое оружие. Позже он уйдет на фронт, при форсировании Буга будет ранен, а после выздоровления снова отправится на передовую, в боях на Одере получит очередное ранение и Победу встретит в госпитале.

После войны фронтовик вернется в родные места, заедет во Всходы, побродит по знакомым местам, растревожит душу и уедет в Дрогичин. Здесь Михаил Данилович устроится на работу, познакомится с будущей женой, с которой вырастят троих детей, дождутся внуков и правнуков. Но каждый год 23 августа он будет приезжать во Всходы, на могилу своих близких, и эта дата, унесшая жизни его родителей, брата, сестры и многих знакомых (всего на памятнике высечено 25 имен погибших сельчан), навсегда станет днем общесемейной скорби и памяти…

В текущем году на братской могиле во Всходах состоялся митинг-реквием по случаю 80-й годовщины со дня тех трагических событий, в котором приняли участие уроженцы и жители деревни, учащиеся Немержанской школы, представители органов власти, общественных организаций, военного комиссариата. Присутствующие возложили цветы к братской могиле, после чего панихиду по безвинно убиенным отслужил настоятель Успенской церкви деревни Лосинцы протоиерей Николай Пашкевич.

Галина ВИКТОРОВИЧ